Забывание — длительный процесс, развивающийся постепенно.
Для уменьшения забывания необходимо:
Во-первых, понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью).
Во-вторых, повторение информации.
Иначе:
-
Всякое знание, не закрепляемое повторениями, постепенно забывается.
-
Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идёт особенно быстрым темпом.
Если сравнить воспроизведение выученного материала через 5 и через 10 дней после заучивания, то окажется, что забывание за первые пять дней больше, чем дополнительное забывание за вторые пять дней.
-
Повторять выученное следует не тогда, когда оно уже забыто, а пока забывание ещё не началось, т.е. спустя сравнительно небольшой промежуток времени после заучивания.
По выражению известного русского педагога и психолога Ушинского, надо «укреплять здание», а не «чинить уже развалившееся». Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.
Первое повторение нужно через 40 мин после заучивания,
так как через час в памяти остается только
50% механически заученной информации.
Не следует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене или на уроке то, что выучено непосредственно перед ответом, например в то же утро; более благоприятные условия создаются в том случае, когда выученный материал некоторое время «отлежится».
Рекомендуется следующий режим повторения в первые дни после заучивания:
-
в первый день – 2-3 повторения,
-
во второй день – 1-2 повторения,
-
в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней.
Последующая деятельность может иногда «стирать» результаты предшествующего ученья. Если, выучив урок по истории, тотчас же начать учить урок, скажем, по литературе, то этот последний материал может в значительной степени вытеснить из памяти уже усвоенный исторический материал. Это отрицательное действие особенно сильно в том случае, когда дело идёт о сходном материале.
Отсюда следуют такие практические выводы:
1. Переходя от заучивания одного материала к заучиванию другого, нужно всегда делать небольшой перерыв (5—10 минут), давая себе в это время полный отдых от всякой умственной работы.
2. Следует так организовать свои занятия, чтобы в непосредственном соседстве оказывалась работа над возможно менее сходными предметами. Если в течение данного вечера надо заниматься алгеброй, историей и литературой, то с точки зрения продуктивности усвоения порядок: 1) история, 2) алгебра, 3) литература — выгоднее, чем 1) история, 2) литература, 3) алгебра.
3. Особенно ответственный и трудный материал полезно возобновить в памяти непосредственно перед сном, так как сон даёт самые благоприятные условия для закрепления результатов запоминания.
|