Раздача кофе и чая гостям компании происходит следующим образом:
Секретарь с подносом или тележкой, на которых стоит угощение, как правило, появляется через 5-10 минут после начала переговоров.
На стол первыми выставляются чашки. Затем – конфеты, печенье, нарезанный лимон, к которому прикладывается двузубая вилочка, салфетки.
Если подают конфеты в вазочках, то они должны быть непременно в бумажках. Или подают конфеты в открытых коробках.
Разумеется, все продукты должны быть дорогими, качественными.
Рекомендуется подавать сухое печенье (не курабье) в вазочке.
Чай и кофе заваривают и разливают за дверью, не в переговорной на приставном столике.
Чай должен быть классическим, чёрным – не в пакетиках и не зелёный. Кофе – молотый.
На поднос принято ставить одинаковое количество чашек с кофе и чаем. Это делается для того, чтобы каждый участник переговоров мог отдать предпочтение любимому напитку.
Обычно секретарь, предлагая угощение, спрашивает с улыбкой: «Кофе? Чай?». Участник переговоров указывает на желаемое.
О пристрастиях своих сотрудников и постоянных партнёров секретарь, как правило, знает, поэтому просто ставит чашку с кофе или чаем перед сидящим на стол.
Чашки ставят на стол слева. Убирают также слева.
Ложка кладётся под ручкой чашки, которая повёрнута к правой руке.
Салфетку на блюдце под чашку не кладут.
Наливают примерно 2/3 или даже 3/4 чашки.
Первую чашку предлагают руководителю-гостю, вторую – руководителю-хозяину (если он присутствует с супругой – вторая чашка предлагается именной гостье, а уже следующая – её супругу), третью и четвёртую – гостям по субординации (правая сторона – почётная), пятую и шестую – сотрудникам принимающей фирмы. По современным правилам делового этикета приоритета дамам нет.
Убирают посуду сначала у гостей.
Пепельницы меняют, накрыв их салфеткой.
Второй раз можно предложить чай и кофе приблизительно через час. Посуду в этом случае не убирают.
Здесь описан строгий протокол раздачи чая и кофе. В офисной жизни всё бывает по-другому. Поэтому каждый секретарь делает свой выбор: пытаться склонить руководителя к общим традициям или принять как данность офисные правила.
Источник: http://Секретариат в вопросах и ответах, сентябрь 2008г. |